КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ
Не всегда больного с аномалией зубочелюстной системы мож¬но вылечить одним методом. Чем резче выражено нарушение, тем шире показания к комплексному лечению. Лечебная гим¬настика, оперативное вмешательство, зубное протезирование и другие мероприятия могут предшествовать ортодонтическому лечению, сочетаться с ним или следовать за ним.
Психологическая подготовка и психотерапия
Успех ортодонтического лечения зависит от контакта больного с родителями и врачом. Для достижения хорошего контакта следует устранить у ребенка чувства страха перед предстоящим лечением, внушать его необходимость, убедить в его пользе. Достигается это разъяснительной работой. Беседы с ребенком следует проводить в спокойном, уверенном тоне. Они должны способствовать взаимопониманию. Чтобы завоевать авторитет у пациента, нужно давать точные ответы на задаваемые им вопросы, разъяснять процесс лечения, его трудности и воз¬можность достижения положительных результатов при хоро¬шем контакте с врачом. Дети чувствуют искренность и добро¬желательность взрослых и отвечают на них доверием.
Задачи психологической подготовки в любом возрасте состоят в выработке у пациента волевых усилий, которые помогут преодолеть вредные привычки и затруднения, связанные с пользованием ортодонтическими аппаратами Важно также укрепить в ребенке уверенность в своих силах и возможностях, повысить авторитет врача, родителей, родственников. Если же ребенок ускользает из-под контроля, то он может бессозна¬тельно вынуть аппарат изо рта во время сна.
При подготовке взрослых к ортодонтическому лечению сле¬дует разъяснить им, что неудобства, связанные с пользованием съемными или несъемными аппаратами временные. Особое внимание уделяют необходимости комплексного лечения
Миотерапия
Упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, применяют уже с начала XIX в. Принцип лечения заключается в тренировке мышц, которая способствует нормализации функции мышц — синергистов и антагонистов. Лечебная гимнастика может быть самостоятель¬ным методом терапии, может предшествовать ортодонтическому лечению, сочетаться с ним или применяться после его окончания для закрепления достигнутых результатов и предуп¬реждения рецидивов. Дети могут заниматься гимнастикой как индивидуально, так и коллектив¬но (в детских садах, школах). Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специальными аппаратами.
Физио- и рефлексотерапия
Для ускорения ортодонтического лечения в последние годы стали применять ряд методов воздействия на кожу, мышцы, нервы, слизистую оболочку альвеолярных отростков, а также костную ткань.
Метод очагового дозированного вакуума. Вакуум-разрежение, равное 40 мм рт. ст., создают в области корней перемещаемых зубов. Курс лечения состоит из 8—10 процедур, проводимых ежедневно по мере рассасывания гематом. При этом протеолитические ферменты, высвободившиеся из тканевых структур в зоне гематомы, ускоряют репаративные процессы, что способ¬ствует сокращению длительности лечения.
Ультрафонофорез. Ультрафонофорез 10% раствора хлорида кальция в сочетании с вакуум-терапией применяют при заболеваниях краевого пародонта, способствуют уменьшению или исчезновению воспалительных явлений и подвижности зубов через 1 мес после курса физиотерапии.
Электростимуляция. Метод электростимуляции применяют в стоматологии при лечении атрофии мышц в челюстно-лицевой области, в том числе возникающих в результате длительной иммобилизации челюстей после их перелома, костно-пласти¬ческих операций, миопатических парезов и параличей
Рефлексотерапия. При нарушенном дыхании, несмыкании губ следует устранить ротовое дыхание и ряд сопутствующих заболеваний различными способами рефлексотерапии, в том числе биоэлектростимуляцией.